Forbes,
21 августа 2024 г.
ОСГОП-стоп: ждет ли отрасль такси коллапс из-за новых требований по страхованию 136 просмотров
С 1 сентября вступают в силу новые требования для работы таксистов: дополнительно к специальному ОСАГО на автомобиль водители должны оформить второй вид страхования — ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика). Необходимым условием является наличие разрешения на деятельность такси. Но, как утверждает Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» в письме к премьер-министру Михаилу Мишустину, сегодня оно есть только у 25% таксистов, сообщили «Известия». Forbes спросил экспертов и участников рынка, какое влияние новые правила могут оказать на таксомоторные перевозки в России.
Новые требования
Согласно закону № 278, с 1 сентября 2024 года таксисты обязаны страховать свою ответственность за возможное причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров, как это делают сегодня остальные перевозчики (кроме метрополитена). Сейчас деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не подпадает под действие этого закона. Это означает, что перевозчик такси несет ответственность только в рамках договора (ОСАГО), а максимальная компенсация при гибели человека в ДТП по вине перевозчика составляет 500 000 рублей.
Введение для такси ОСГОП «повышает финансовую защищенность пассажиров», считают в ЦБ: выплата за причинение вреда здоровью при перевозке будет начисляться в пределах лимита в 2 млн рублей. Стоимость полиса ОСГОП для такси, рассчитанная по установленному Банком России тарифу, составит от 1300 до 5400 рублей в год в зависимости от индивидуальных рисков перевозчика, сообщал регулятор.
Коллапса не будет
20 августа «Известия» со ссылкой на письмо Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» к премьер-министру Михаилу Мишустину сообщили, что страховка сегодня есть только у 25% таксистов, а оставшиеся 75% якобы к нововведениям не готовы. В «Яндекс Такси» ситуацию не склонны драматизировать: с 1 сентября у таксистов будет 60 дней для того, чтобы купить полис ОСГОП и уведомить об этом госорганы, поэтому резкого оттока водителей в компании не ожидают. «Мы не видим причин, что 1 сентября в отрасли легкового такси будет коллапс. Те перевозчики, которые уже имеют разрешение на осуществление деятельности по перевозке легкового такси, должны предъявить документы о страховании гражданской ответственности в региональный контролирующий орган до конца октября», — подтверждает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, добавляя, что отключение от заявок пассажиров службами заказа такси за отсутствие полиса ОСГОП не предусмотрено.
«У нас любят обещать коллапсы с понедельника, — рассуждает глава центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. — Проблемы с ОСГОП в такси огромные. Но это не означает, что «всем кранты». Так, если вспоминать об ОСАГО в такси, из официальных перевозчиков застрахованы 40%, и ничего, все живут как-то».
«Насколько нам известно, страховые пока не начали продавать полисы ОСГОП для такси. По нашим данным, начнут их предлагать с 1 сентября — мы разместим предложения страховых компаний в наших приложениях для водителей и партнеров, — указывают в «Яндекс Такси». Мы стремимся к тому, чтобы все обязательное страхование было доступно водителю онлайн и покрывало реальное время работы. Недавно таксисты получили возможность покупать краткосрочные полисы ОСАГО, действительные только в дни выхода на линию, а не на год. Приобрести полис можно прямо в мобильном приложении, которое используется для работы с заказами такси. Мы готовы разрабатывать аналогичное решение для ОСГОП, если позволит регулирование».
Но цены вырастут еще больше
У профессионального сообщества такси есть вопросы к методике расчета стоимости полиса ОСГОП — некоторые страховые компании уже сообщили, что полис будет стоить 3500 рублей в год, притом что ЦБ озвучил минимальную планку в 1300 рублей, подчеркивает Ирина Зарипова: «Как рассчитывается итоговая стоимость и почему она не минимальная, страховщики не раскрывают». По ее мнению, введение ОСГОП прежде всего скажется на тарифах на услуги такси: «Это вполне логично: растут издержки перевозчиков — растут цены».
По мнению ряда экспертов, дополнительные расходы могут действительно существенно повлиять на желание многих таксистов работать дальше. При этом чем меньше водителей и свободных машин на линии, тем более высокие цены выдают алгоритмы расчета тарифов.
«Стоимость ОСАГО по тарифу для такси для физического лица (самозанятого) составляет примерно 30 000 рублей в год на автомобиль типа Kia Rio. Если это автомобиль таксопарка, то полис для юрлиц и ИП стоит уже примерно 120 000 рублей. Прогнозная стоимость ОСГОП такси — 5400 рублей в год (по данным Банка России), — перечисляет представитель сервиса такси «Максим» Павел Стенников. — Итого только за страховые продукты водитель должен заплатить около 36 000 рублей. Во многих регионах это заработок среднего самозанятого водителя такси в месяц — за вычетом расходов на оказание услуги, амортизации, ежегодного отпуска (расчет по среднему чеку 250 рублей, 16 заказов за 8 часов, 22 рабочих дня)». Сложно найти другую сферу, где исполнитель должен отдать свою зарплату за месяц на страхование профессиональной ответственности, продолжает он: «Для самозанятых водителей, у которых работа в такси не является основной, покупка ОСАГО и ОСГОП по тарифу для такси недоступна в принципе».
Появление дополнительного страхования для перевозчиков такси еще больше ухудшает отношения со страховыми компаниями, которые, по словам Зариповой, и без того испытывают кризис недоверия. Многие таксопарки и самозанятые водители такси рассматривают возможность работать в нелегальном поле, констатирует она: «Для пассажира это грозит тем, что появятся более дешевые услуги такси, которые можно получить через чаты и каналы в известных мессенджерах, но безопасность пассажира не будет гарантирована. К сожалению, многие пассажиры голосуют рублем — это показывают многие опросы и исследования».
В компании «Максим» предполагают, что с ОСГОП сложится примерно такая же ситуация, как с ОСАГО. Так, по итогам 2023 года количество оформленных полисов ОСАГО для такси составило 248 000 — такие данные приводил Банк России. Суммарно в Москве и Московской области в реестр внесено 192 000 легковых такси, в реестре легковых такси Санкт-Петербурга числится 53 000 машин. «Основную массу ОСАГО по тарифам для такси приобретают таксопарки в этих трех субъектах, — говорит Стенников. — В остальных регионах таких полисов ничтожное количество, там нет крупных таксопарков. В большинстве населенных пунктов такие хозяйствующие субъекты полностью отсутствуют. Стоимость поездок до шести раз меньше. На 98-100% услуга оказывается самозанятыми и подработчиками на личных автомобилях. В их экономику не вписывается переплата в 10-15 раз за ОСАГО с пометкой «такси» по сравнению со стандартным автострахованием. У подработчиков расходы только на страхование превысили бы доход от деятельности такси. Могут ли они дополнительно купить второй полис страхования? Ответ очевиден».
Роман РОЖКОВ
Вся пресса за 21 августа 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование ответственности перевозчиков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|